Вчера совет директоров «МегаФона» одобрил покупку «Скартела». Сумма сделки составит $1,18 млрд без учета чистого долга «Скартела» (владеет сетями 4G в более 100 городах) и «Йоты» (оказывает услуги 4G под брендом Yota 648 тыс. абонентов). Максимальная сумма долга в рамках сделки зафиксирована на уровне $600 млн плюс $20 млн в месяц, начиная с 1 июля этого года до закрытия сделки. Основная часть долга — $400 млн — перед продающими акционерами и аффилированными лицами, отмечается в сообщении. Оплата будет совершаться с отсрочкой платежа: 50% суммы ($590 млн) плюс 6% годовых с момента закрытия сделки до даты платежа будут выплачиваться через год с даты закрытия сделки, еще $590 млн плюс 6% годовых — через два года.
Собрание акционеров назначено на 12 сентября, основной акционер «МегаФона» — Garsdale — не будет голосовать по вопросу покупки, так как для него это сделка с заинтересованностью. Холдинг владеет 100% «Скартела» и «Йоты». Чтобы сделка состоялась, необходимо, чтобы ее одобрили более 50% акционеров, для которых она не является сделкой с заинтересованностью, или около 21% от всех акционеров, рассказал источник, близкий к «МегаФону».
Garsdale (82% холдинга принадлежит USM Holdings Алишера Усманова, 13,5% — фонду Telconet Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна, 4,5% — госкорпорации «Ростех») владеет 50% плюс 100 акций «МегаФона», еще 25,17% оператора у шведско-финской TeliaSonera, 2,5% у Anfimako Ltd, 14,75% торгуются на Лондонской фондовой бирже. Капитализация «МегаФона» вчера на LSE $19,9 млрд.
TeliaSonera вчера заявила, что поддержит сделку, таким образом, сделка, скорее всего, будет одобрена.
«МегаФон» и «Скартел» объединились в холдинг Garsdale летом 2012 года. Еще до этого компании подписали меморандум, по которому «МегаФон» получил возможность оказывать услуги 4G на сети «Скартела» по модели виртуального оператора мобильной связи (MVNO). «Скартел» получил доступ к инфраструктуре «МегаФона», что позволяло ему снизить затраты на строительство сетей, а «Йота» в будущем могла работать как MVNO на 2G и 3G сетях «МегаФона». Как пояснил вчера «Ъ» гендиректор «МегаФона» Иван Таврин, схему сотрудничества пришлось изменить, так как MVNO было невыгодно «Скартелу». «»МегаФон» использовал инфраструктуру, но не инвестировал в нее. Сумма, которую компания платила «Скартелу», не компенсировала его затраты на строительство сетей»,- отметил он.
Среди плюсов объединения в «МегаФоне» называют возможность существенного увеличения качества и пропускной способности сети. «Скартел» владеет двумя полосами частот по 30 МГц в диапазоне 2,5-2,7 ГГц. «МегаФон» в прошлом году выиграл на конкурсе частоты 800 МГц (две полосы по 7,5 МГц) и 2,5-2,7 ГГц (две по 10 МГц), но чтобы использовать ресурс, его надо прежде освободить от средств военных и других операторов. При этом частоты 2,5-2,7 ГГц «МегаФона» и «Скартела» расположены рядом друг с другом, их можно объединить. Как пояснил «Ъ» Иван Таврин, «МегаФон» будет использовать частоты «Скартела» при строительстве инфраструктуры наряду с собственными. Решение о том, будут ли присоединены «Скартел» и «Йота» к «МегаФону» и что будет с брендом Yota, пока не принято, отметил он.
В Garsdale отметили, что «Скартел» существенно опережает других операторов в продвижении технологии LTE. «Но дальнейшее развитие компании требует новых инвестиций и компетенций. Объединение ресурсов «Скартела» и «МегаФона» даст необходимый импульс обеим компаниям и всему рынку LTE и будет способствовать технологическому лидерству российской отрасли связи»,- приводятся слова гендиректора Garsdale Ивана Стрешинского в сообщении компании. В «Ростехе» отметили, что сделка устранит конфликт интересов между «МегаФоном» и «Скартелом», которые, принадлежа одним структурам, вынуждены были конкурировать друг с другом.
Вчера «МегаФон» опубликовал финансовые показатели «Скартела». Так, выручка компании в 2012 году составила 3,97 млрд руб. По мнению аналитика БКС Анны Курбатовой, с учетом долга и процентов по нему к моменту закрытия сделки фактически «МегаФону» придется заплатить за актив $1,95 млрд, что кажется «завышенным, учитывая относительно небольшую абонентскую базу и текущие масштабы сети 4G». «По сути, «МегаФон» платит премию за дополнительный частотный ресурс и возможность снизить стоимость строительства сети LTE в будущем»,- рассуждает она. Ее коллега из Sberbank Investment Research Анна Лепетухина не берется оценить объективность стоимости «Скартела» и «Йота». «В сумме сделки несколько компонентов: инвестиции, сделанные «Скартелом» в сеть, частоты, абонентская база и конкурентное преимущество, которое получит «МегаФон». Компания сможет быстрее построить сеть по сравнению с МТС и «Вымпелкомом», ее качество будет выше. Оценить вес последнего компонента достаточно сложно»,- объяснила госпожа Лепетухина.